Светодиодный свет в России «идёт в массы» быстрыми и стремительными шагами! Светодиодные светильники типа «армстронг», уверенно лидируют на рынке офисного освещения, все больше промышленных объектов освещается светодиодными прожекторами и лампами.
На рынке уличного освещения традиционные светильники с натриевыми лампами вот-вот дрогнут и капитулируют под напором новых светодиодных технологий. А в этом году технологии и цены светодиодного освещения вышли на такой уровень, когда они стали очень интересны и выгодны магазинам – как большим гипермаркетам, так и бутикам. Заказчики из сферы торговли стали активно переходить на профессиональное светодиодное освещение, способное продавать, выставлять их товары в наилучшем свете.
Светодиодные светильники очень эффективны и хороши для применения в сфере торговли тем, что они:
- Энергоэффективные, что позволяет сделать яркое освещение недорогим (нужно учитывать как значительное снижение прямых расходов на электроэнергию для освещения, так и косвенное снижение затрат на кондиционирование (выведение на улицу лишнего тепла от нагрева светильников).
- Долговечные и не требуют обслуживания, что позволяет не держать штат электриков для замены сгоревших лампочек.
- Не нагреваются более 100⁰С, что снижает пожар опасность.
- Не излучают ультрафиолетовый свет, что приводит к сбережению товаров на витрине от выгорания.
- Малогабаритные, что позволяет светодиодные светильники встраивать в полки, стеллажи и элементы интерьера магазина.
Для управления распределением света в торговых светодиодных светильниках применяются линзы и рефлекторы. Разные зоны торговых помещений (витрина, пол в зале, стеллажи и полки с товарами, примерочные, кассы) требуют разных световых сценариев освещения и разных типов светильников. Для создания эффективного освещения в гипермаркетах сетевых компаний прекрасно подходят светодиодные светильники с линзованной оптикой. Светильники с линзами с углом рассеивания 90⁰ наиболее оптимальны для создания системы освещения с высотой подвеса до 4м., а с углом 60⁰ отлично подходят для системы освещения с высотой подвеса светильников до 12м. Применение светильников с линзованной оптикой позволяет снизить габаритную яркость, и обеспечить комфортный для глаз защитный угол.
Задача светодиодных светильников, используемых для освещения проходов между стеллажами в гипермаркетах, заключается не только в целенаправленном освещении, но ещё и в том, чтобы не тратить электроэнергию попусту и максимально эффективно освещать товар на стеллажах. Для этих целей необходима линзованная оптика с овальными (кривая силы света — тип Л) или веерообразными диаграммами направленности света.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОСВЕЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ:
- Вертикальное освещение (освещение стен, вертикальных плоскостей витрин, стеллажей и рекламных площадок).
- Горизонтальное освещение (освещение пола, полок, рабочих столов).
- Акцентное освещение (освещение отдельных объектов для привлечения внимания и подчеркивание отдельных деталей).
- Декоративное освещение (нестандартные приёмы освещения помещений и товаров светильниками, встроенными в элементы интерьера).
Горизонтальное освещение – самое массовое, и нормируется как «освещение внутренних помещений». Основными нормируемыми показателями внутреннего освещения являются:
· освещённость на рабочем месте
· общий индекс цветопередачи
· коэффициент пульсаций освещённости
Нормы освещения супермаркетов и магазинов установлены в документах СНиП 23-05-95. Для расчётов за основу берётся освещенность пола. При расчёте освещённости торгового зала без торгового оборудования необходимо делать запас 25-30%, так как после установки стеллажей и прилавков уровень освещённости снижается на треть. Это происходит из-за того, что оборудование представляет собой преграды (падают тени), а полки с товарами меньше отражают света. Поэтому крупные сетевые компании розничной торговли требуют от проектировщиков предусматривать 700…1000 люкс для общего уровня освещённости гипермаркета или магазина.
Кроме простого уровня освещённости важными параметрами света, с точки зрения продаж, являются психологические аспекты освещения. Психологическое воздействие освещения характеризуется несколькими факторами:
- ИНТЕНСИВНОСТЬ ОСВЕЩЁННОСТИ. Ярко освещённые стеллажи в гипермаркетах и витрины, прилавки в магазинах привлекают больше покупателей. Ощущение комфорта и безопасности для человека создает уровень освещённости в пределах 500…..2500 люкс.
- СВЕТОВОЙ БАЛАНС. Очень важный фактор! Обычно освещение в торговых залах строится по одним и тем же принципам – акцентная подсветка витрин, полок с товарами и общий свет.
- КОМФОРТ ДЛЯ ЗРЕНИЯ. Покупатели в магазине видят не только пол и полки с товарами, но и сами источники света. Поэтому и сами осветительные приборы должны быть комфортными для зрения. Основные факторы зрительного дискомфорта это – габаритная яркость и слепящее воздействие. Габаритная яркость – это отношение силы света, попадающего в глаза, к площади источника света. Существует множество небольших очень ярких торговых светодиодных светильников (светодиодные светильники типа Downlight и акцентные светодиодные светильники) и их слепящее воздействие ограничивают, препятствуя попаданию света в глаза покупателя, при помощи элементов конструкции светильника. Линзованная оптика хорошо загораживает источник света от зрителя, обеспечивая необходимый защитный угол и при этом максимум света, направляет на товар.
- КОЭФИЦИЕНТ ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ CRI (или индекс цветопередачи). Этот параметр характеризует то, насколько цвет вещи, купленной в магазине, будет похож на цвет этой вещи на солнечной улице. Чтобы избежать искажения цвета, обязательно нужно применять светодиодные светильники с индексом цветопередачи 80 и выше!
Люди инстинктивно тянутся к свету, поэтому правильно построенное светодиодное освещение торгового зала подсознательно проведёт покупателя через весь магазин и максимально продемонстрирует ему весь товар.